РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ На правах рукописи ПАНТЕЛЕЕВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ П.Ф. КАПТЕРЕВА) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук МОСКВА -1998 |
Работа выполнена в
Институте теории образования и
педагогики Российской
академии образования. Научный руководитель - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор З.И. Равкин. Официальные оппоненты: доктор педагогических наук Г.Б. Корнетов, кандидат педагогических наук, доцент Т.С. Стецкая. Ведущее учреждение: Мордовский государственный педагогический университет. Защита состоится 15 октября 1998 года в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 018.07.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Институте теории образования и педагогики РАО по адресу: 129278, г. Москва, ул. И. Корчагина, д.7. Ученый секретарь диссертационною Совета доктор педагогических наук М.В. Богуславский. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в России, с другой, детерминируемые ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В настоящее время проявляется неразвитость национального самосознания, неустойчивость национальной самооценки, преклонение перед западным образом жизни, или, наоборот, гипертрофия национального чувства, перерастающего в национализм и вызывающего обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны. Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям (1). Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения русской национальной самоидентичности (2). Происходящие изменения требуют глубокого и всестороннего исследования этой проблемы в аспектах ее методологии, истории, теории и практики педагогики. Обращение к отечественной истории педагогики и образования дает возможность обобщить и систематизировать опыт взаимосвязи общечеловеческого и национального в историческом прошлом, отобрать в этом плане традиционные приоритеты, значимые и для настоящего времени (3). Разработке проблемы соотношения общечеловеческого и национального были посвящены Х и XVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки (4). Специальный анализ подходов к решению вопросов соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов в российской педагогике первой четверти XX века осуществлен М.В. Богуславским (5). Сегодня в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран (6). Национально-территориальный компонент образования повышает роль школы в развитии этнической культуры и самосознания у новых поколений. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, формирование мировоззрения личности, отражающего диалектику взаимосвязи общечеловеческого и национального, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений. Ориентация на развитие национальных систем образования актуализировала задачи создания национальных школ разных народов России, в том числе, и русской национальной школы (7). Решению сложной и актуальной проблемы взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании и обучении, безусловно, может способствовать конструктивное изучение отечественного научно-педагогического опыта. Развитие российского общества и государства в конце XIX - начале XX веков привело к обострению вопроса о соотношении общечеловеческих и национальных приоритетов в отечественном образовании. В ряду прогрессивных русских ученых, разрабатывавших эту проблему, особое место принадлежит Петру Федоровичу Каптереву (1849-1922), - одному из наиболее крупных педагогов-теоретиков, внесших значительный вклад в развитие педагогической теории, истории русской и зарубежной педагогики, теории семейного и дошкольного воспитания, педагогической психологии. Многогранная научно-педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева получила признание его современников - видных педагогов и психологов конца XIX - начала XX вв. - П. Вознесенского, М.И. Демкова, В. Успенского, Е. Челпанова, Н.В. Чехова (8). Принципиальная позиция П.Ф. Каптерева, отстаивавшего идею об автономности педагогического процесса от политики государства и критиковавшего разрушительные тенденции в развитии советской школы в первые годы советской власти, определила негативное отношение к ученому со стороны официальных органов образования. Отрицательная характеристика его взглядов и выводы о реакционности его идей были сформулированы в рецензии И.К. Крупской (9) и работах Д.П. Пинкевича и Е.Н. Мединского (10). В 40-50-е гг. наметилась известная тенденция реабилитации имени и деятельности педагога. В публикациях П.М. Кузьмина, Ф.Ф. Королева, Б.Г. Ананьева, И.В. Чувашева (11) П.Ф. Каптсрев предстает как последователь К.Д. Ушинского и признается его значительный вклад в развитие отечественной педагогики и школы в конце XIX - начале XX в. Различные аспекты творчества П.Ф. Каптерева получили отражение в современной литературе. Были изучены и обобщены дидактические взгляды П.Ф. Каптерева (З. М. Тамбиева, А.М. Гольдина. Ж.Г. Филиппова) (12), теория образования (С.Ф. Егоров) (13), дан анализ теории семейного воспитания (М.И. Петров, А.В. Плеханов, Н.С. Даведьянова, Т.А. Филановская) (14), охарактеризованы психологические взгляды (Г.М. Махмудов, ВД. Большакова) (15). Заметный вклад в изучение психолого-педагогических и историко-педагогических работ П.Ф. Каптерева внес П.А. Лебедев (16), осуществивший исследование различных аспектов творчества педагога. Принципиально новые возможности углубленного и концептуально целостного изучения научного наследия П.Ф. Каптерева открываются в связи с появлением в последние годы работ, в которых педагог характеризуется как представитель антрополого-гуманистического направления отечественной педагогики (17), а также публикацией фундаментальной работы П.Ф. Каптерева "История русской педагогии" и его курса лекций по истории зарубежной педагогики (18). Анализ историко-педагогической литературы о П.Ф. Каптереве дает основание утверждать, что избранная нами проблема соотношения общечеловеческих и национальных начал в сфере образования до настоящего времени не являлась предметом развернутого и самостоятельного изучения на материалах педагогического наследия П.Ф. Каптерева. Необходимость объективного изучения и критического осмысления отечественного педагогического опыта, потребности современной науки в дальнейшей разработке теоретико-методологических и аксиологических проблем воспитания и обучения определили выбор темы диссертационного исследования "Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П.Ф. Каптерева)". Объектом данного исследования является педагогическое наследие П.Ф. Каптерева (1849-1922) в контексте развития отечественного образования и педагогической науки конца XIX - первой четверти XX века. Предмет исследования - трактовка П.Ф. Каптеревым соотношения общечеловеческого и национального при решении проблем развития педагогической науки и практики образования. Проблема исследования заключается в том, чтобы выяснить концептуальные подходы и методы изучения теории и истории педагогического процесса, опираясь на которые П.Ф. Каптерев в своих работах преодолевал противоречия и трудности в трактовке взаимосвязи общечеловеческою и национального, имевшие место в сфере отечественного образования и педагогической мысли в период жизни и творчества видного отечественного педагога. Цель: раскрыть теоретические основы, конкретные пути и формы решения проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественном образовании, представленные в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева. Задачи: выявить основные концептуальные положения о соотношении общечеловеческого и национального в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева; рассмотреть исследовательские методы и приемы решения П.Ф. Каптеревым изучаемой проблемы; проанализировать его историко-педагогическую концепцию в аспекте соотношения общечеловеческого и национального; показать вклад П.Ф. Каптерева в разработку проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественной педагогической культуре; определить актуальные идеи и положения концепции П.Ф. Каптерева по исследуемой проблеме, которые могут быть творчески-конструктивно использованы в современной теории и практике отечественного образования. Методологической основой исследования являются современные философские и исторические концепции, в которых отражается проблема общечеловеческого и национального в сфере образования, теории и истории педагогики; принцип историзма, объективности, системности в изучение наследия П.Ф. Каптерева; методологические требования к организации и проведению исследования, основанного на отборе, систематизации и сравнительном анализе конкретных источников; аксиологический, цивилизационный и антропологический подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Методы исследования: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ соответствующего круга источников; конструктивно-генетический подход к изучению решения П.Ф. Каптеревым проблемы соотношения общечеловеческого и национального в его педагогическом наследии; культурологический подход (метод диалога культур) к исследуемой проблеме, метод исторической структуризации. Источниковой базой исследования являются монографии, учебные пособия, статьи и рецензии П.Ф. Каптерева по проблеме исследования; фонды Научного архива РАО, работы предшественников и современников П.Ф. Каптерева, посвященные проблеме общечеловеческого и национального в педагогике и практике отечественного образования; историко-педагогические исследования по изучению наследия П.Ф. Каптерева; философские и историко-иедагогические работы, трактующие исследуемую проблему с современных позиций. Новизна результатов исследования заключается в том, что в нем в целостном виде представлены теоретико-методологические основы исследуемой проблемы в педагогическом и историко-педагогическом наследии П.Ф. Каптерева; раскрыты основные концептуальные положения и подходы ученого к выяснению вопроса о соотношении общечеловеческих и национальных ценностей в педагогическом процессе и сфере образования в целом; в применении новых методов к исследованию научно-педагогического наследия П.Ф. Каптерева; проблемный подход к исследованию и привлечение нового круга источников по истории педагогики и просвещения в России и за рубежом содействуют более полному и всестороннему освещению избранной проблемы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и обобщения способствуют более углубленной разработке методологических основ проблемы соотношения общечеловеческого и национального и раскрытию специфики ее решения в современных условиях, а также пониманию теоретических подходов к осмыслению данной проблемы в отечественной педагогике конца XIX - начала XX вв. Практическое значение исследования состоит в том, что обобщенный в нем опыт теоретического и практического решения изучаемой проблемы, рассмотреный в трудах П.Ф. Каптерева, дополняет соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики, может стать основой спецкурса и спецсеминара в педагогических учебных заведениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров, использоваться при разработке научных монографий и учебных пособий по теории и истории педагогики. Положения, выносимые на защиту: 1. Культурно-антропологическая концепция П.Ф. Каптерева, в которой обосновывается положение об универсальной сущности мирового педагогического процесса и национальной форме его осуществления у разных народов, способствовала дальнейшей разработке проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественной педагогической культуре. 2. В педагогическом наследии П.Ф. Каптерева выдвинуты и раскрыты концептуально образующие идеи: трактовка общечеловеческого и национального начал как органически взаимосвязанных и необходимых в педагогической теории и практике образования, где общечеловеческое начало выступает антрополого-гуманистическим обоснованием педагогической науки; национальное отражает этнокультурный подход; приоритетность общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в педагогическом идеале, который конкретно-исторически реализуется в национально определенной форме; построение системы народного образования в соответствии с теорией педагогики, имеющей универсальный характер, и национальными факторами (язык, религия, семейный и государственный строй, быт, исторические и культурные традиции). 3. Историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева соотносится с развитием этой области знания в западноевропейской и отечественной науке конца XIX - начала XX вв. и в целом содействовала более глубокому осознанию деятелями образования методологических проблем и обогащению содержания истории педагогики. Основой историко-педагогических исследований ученого по зарубежной и отечественной педагогике является положение о единстве историко-педагогического процесса в масштабах человечества и существования специфических национальных различий. 4. Значение концепции П.Ф. Каптерева состоит в том, что она содержит в себе историко-теоретический материал, который даст основания дня решения проблемы соотношения общечеловеческого и национального в теории и практике современной школы, особенно в аспекте этнокультурной тенденции в образовании. Апробация результатов исследования. Содержащиеся в работе положения и результаты обсуждались на заседаниях группы методологии историко-педагогических исследований ИТОП РАО, а также на XVII (Москва, октябрь 1996 г.), XVIII (Москва, октябрь 1997 г.) сессиях Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки; научных конференциях (Курск, 1995 г.; Москва, февраль 1997 г.). Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его объект и предмет, сформулированы цель и задачи, раскрыты методологические основы и методы исследования, охарактеризованы источниковедческая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе "Проблема общечеловеческого и национального в педагогическом наследнии П.Ф. Каптерева (конец XIX - начало XX вв.)" дается общая характеристика развития российского образования и педагогики в изучаемый период, раскрываются на этом фоне теоретико-методологические позиции П.Ф. Каптерева по вопросу соотношения общечеловеческого и национального в аспекте культурно-антропологической концепции педагогического процесса и в теории семейного и общественного дошкольного воспитания. Во второй главе "Трактовка П.Ф. Каптеревым соотношения общечеловеческих и национальных начал в его историко-педагогическом наследии" рассматривается концепция видного отечественного педагога всемирного историко-педагогического процесса и на ее основе анализируются его теоретико-методологические взгляды и подходы к истории зарубежной и отечественной педагогики в аспекте соотношения общечеловеческих и национальных начал. В заключении обобщаются исследовательские результаты выполненной работы и намечаются перспективы дальнейшего проблемного историко-педагогического изучения творчества П.Ф. Каптерева. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Социально-экономические и политические преобразования в России конца XIX - начала XX вв. оказали существенное влияние на развитие отечественного образования и педагогической мысли. Усиление влияния западноевропейских достижений, в том числе и западной педагогической культуры, с одной стороны, и рост национального самосознания, определяющего поиск самобытных педагогических идеалов и практических путей их реализации, с другой стороны, способствовали актуализации вопросов соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов образования в педагогической науке конца XIX -начала XX веков. В диссертации указывается, что решение данной проблемы основывалось на предшествующей ее разработке в российской педагогической культуре, раскрывается важное значение для теоретического осмысления соотношения общечеловеческих и национальных начал в педагогической мысли дискуссии "западников" (В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков, Н.П. Огарев, А.И. Герцен) и "славянофилов" (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, Н.С. и И.С. Аксаковы), развернувшейся в 30-50 гг. XIX века. Гуманистические идеи общечеловеческого воспитания и образования, опираясь на достижения западноевропейской и отечественной педагогики, развивались в работах русских педагогов - П.Г. Редкина, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова. Необходимость построения национальной системы образования, соответствующей характеру народа, особенностям его социально-исторической и культурной жизни, обосновывалась К.Д. Ушинским. Критическому восприятию западноевропейской педагогики и утверждению национальных воспитательных приоритетов в отечественной культуре способствовала деятельность Л.Н. Толстого. В общественно-педагогическом движении конца XIX - начала XX вв. сформировалось несколько направлений, придерживающихся различных подходов к решению проблемы соотношения общечеловеческого и национального в отечественном образовании. Теоретики и деятели просвещения охранительно-казенного течения - К.II. Победоносцев. С.А. Рачинский, К.П. Яновский. А.А. Мусин-Пушкин. В.Я. Стоюнин - внесли значительный вклад в обоснование принципов создания национальной школы, выяснение национального компонента в содержании образования, определение форм и методов работы, но существенным недостатком их теоретических разработок и практических рекомендаций было представление о статичном характере русской школы, обращенность в прошлое народа. Самобытные попытки осмысления воспитательно-образовательной проблематики в контексты христианско-православной антропологии осуществили представители русской религиозной философии - В.В. Розанов, В.В. Зеньковский. Наиболее влиятельным среди теоретиков и практиков образования и результативным в конкретно-научном плане в педагогическом движении на рубеже XIX - XX веков было атрополого-гуманистическое направление. Представители этого направления - П.Ф. Капггерев, М.И. Демков, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский - разрабатывали концепцию развития отечественного образования на основе взаимосвязи общечеловеческих и национальных начал. В диссертации показано, что П.Ф. Каптерев разрабатывал данную проблему с учетом достижений западноевропейской педагогики и отечественной педагогической культуры. Исходными положениями его теоретических построений послужили гегелевская концепция единого поступательного развития человеческой истории, реализованная при разработке истории педагогики К. Шмидтом, теория культурно-исторических типов Н. Данилевского, идеи К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова о своеобразии русской педагогики, конструктивно-критически переосмысленные ученым. Целенаправленный анализ работ П.Ф. Каптерева в свете исследуемой проблемы . позволяет утверждать, что его педагогическое наследие содержит в себе творческий самобытный подход к поиску путей соотношения общечеловеческих и национальных начал в образовательном процессе. Методологической основой исследований педагога явилась разработанная им культурно-антропологическая концепция педагогического процесса. В своей теории П.Ф. Каптерев обосновывал положение об универсальной сущности педагогического процесса и частной национальной форме его осуществления у разных народов. Выполненное исследование доказывает, что сущность подхода П.Ф. Каптерева заключается в его концептуальной идее, в свете которой общечеловеческие и национальные начала рассматриваются как органически взаимосвязанные и в равной мере необходимые в педагогической теории и практике образования. > |
Эти методологические
позиции П.Ф. Каптерева
определяют его работы но
теории педагогики, дидактике,
теории содержания образования,
методике обучения, теории
воспитания, семейной
педагогике, а также
историко-педагогические
исследования, что придавало
основательность и глубину
подхода ученого к трактовке
проблемы и существенно
продвинуло ее познание в целом. Исходя из единства антропологического формирования человека, П.Ф. Каптерев разрабатывал общечеловеческие начала педагогического процесса и утверждал тезис об универсальности педагогической теории как науки. Специальное изучение культурно-антропологической концепции педагогического процесса, разработанной П.Ф. Каптеревым, позволяет сделать вывод, что основой объективного процесса саморазвития человеческого организма, включающего в себя физическое и духовное становление личности, педагог считал воспитательный идеал, придающий педагогическому процессу целенаправленный, "идеалосообразный характер". Сущность воспитательного идеала, по убеждению П.Ф. Каптерева, составляют общечеловеческие духовно-нравственные ценности. Но являясь общечеловеческим по сущности, идеал в действительности существует в конкретной форме - народного идеала, который к постоянному и вечному прибавляет временное и изменчивое. Воспитательный идеал в реальной педагогической практике трансформируется под влиянием национальных и социально-исторических особенностей народов и всегда конкретно-исторически реализуется в национально определенной форме. Исследование привело к заключению о том, что трактовка П.Ф. Каптеревым понятия национальности отражает его позицию рассматривать общечеловеческое и национальное не изолированно друг от друга, а как необходимые начала единой человеческой цивилизации, которые способствуют не противопоставлению народов друг другу, а сохранению и обогащению всего человечества. Рассматривая вопросы организации народного образования в России в современный ему период, П.Ф. Каптерев считал необходимым построение системы образования на основе педагогической теории, имеющей общечеловеческое значение, с учетом национальных факторов, способствующих формированию личности как представителя определенной этнокультурной общности (народный язык; религия; семейный, социальный и государственный строй, быт, культура, исторические предания). Изучение работ П.Ф. Каптерева по теории содержания образования позволяет заключить, что он был убежденным сторонником диалектического сочетания в нем общечеловеческого и национального компонентов, а в состав самого содержания образования он включал предметы естественно-математического и гуманитарного циклов, отражающих общечеловеческие и национальные достижения науки и ценности искусства, являющиеся основой формирования гуманистического мировоззрения личности В диссертации на основе проведенного исследования подчеркивается, что глубокое изучение мировой культуры является, но теории содержания образования П.Ф. Каптерева, одним из условий национального самопознания. Стержнем национального образования видный отечественный педагог, развивая концепцию народности К.Д. Ушинского, считал изучение родного языка, отечественной литературы, важное место отводилось национальной истории, религии и географии. Включение этих предметов в состав общеобразовательного курса содействует, по убеждению ученого, развитию национального самосознания, чувства патриотизма, гражданственности. При выборе конкретного содержания указанных выше предметов, как считал П.Ф. Каптерев, следует исходить из их общечеловеческого значения, так как общеобразовательный курс не должен быть узконациональным ни по характеру, ни по составу предметов. Как специфическую область реализации общечеловеческого и национального начал П.Ф. Каптерев рассматривал сферу семейного и общественного дошкольного воспитания. В его исследованиях по истории и теории семейного и общественного дошкольного воспитания общечеловеческое органически соединяется с идеей естественнонаучного обоснования развития и воспитания личности ребенка и находит свое выражение в отстаивании гуманистических и демократических приоритетов. Источником развития педагогом отечественной теории семейного и общественного дошкольного воспитания является историко-педагогический анализ теоретических учений и практики в области первоначального воспитания детей в предшествующие эпохи. На большом историко-педагогическом материале П.Ф. Каптерев показал, что развитие теории и практики первоначального воспитания является общечеловеческим достоянием. Это положение основывается на изучении им наследия выдающихся педагогических мыслителей (Платон, Аристотель, М. Вегиус, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фрейбель) и практики воспитания детей различных народов в античный период, средние века и Новое время. Обращаясь к отечественной истории семейного и дошкольного воспитания, П.Ф. Каптерев проанализировал взгляды И.И. Бецкого и К.Д. Ушинского, а также становление системы детских дошкольных учреждений в России. Проведенное исследование позволяет утверждать, что П.Ф. Каптерев обосновывал приоритет семьи в воспитании детей и последовательно стремился к выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера. содержания и форм. В его работах получили отражение такие вопросы семейной педагогики, как: состояние семейного воспитания и его перспективы; проблемы национальной системы социализации личности и ее оценка; материнство как институт первоначального воспитания, соотношение семейного и общественного воспитания детей. Однако выяснение и установление национальных особенностей русского семейного воспитания не получили достаточного отражения в его теоретических работах. Содействуя развитию отечественной теории дошкольного воспитания, П.Ф. Каптерев, опираясь на богатейший мировой и отечественный опыт в этой области педагогики, внес значительный вклад в разработку как общечеловеческих научно-педагогических начал первоначального воспитания детей, так и национальных начал, соответствующих потребностям России. Педагог правомерно указывал, что теорию детского сада нужно разрабатывать применительно к национальным особенностям народов и отдельных государств. Внимательно изучая общечеловеческий потенциал семейного воспитания, П.Ф. Каптерев, хотя и подчеркивал значение национального своеобразия семейной педагогики, не дал ему такого широкого обоснования и не уделил столь же серьезного внимания, какого заслужил у него общечеловеческий аспект этой проблемы. Изучение и обобщение историко-педагогических работ П.Ф. Каптерева позволяет утверждать, что он внес значительный вклад в разработку проблем истории педагогики. Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева включает в себя значительное количество работ различного характера: монографии, статьи в периодических изданиях, рецензии, литографические издания его лекций по истории педагогики, основное содержание которых составляет история школы и педагогической мысли в Западной Европе от зарождения воспитания в первобытный период до конца XIX века. В его трудах рассматривались значимые для истории педагогики того времени методологические вопросы происхождении воспитания и педагогической науки, определение предмета, составных элементов и ведущих проблем историко-педагогического знания, периодизация истории педагогики. Анализ историко-педагогических работ П.Ф. Каптерева показал, что он придавал общечеловеческое значение истории педагогики, рассматривая се как педагогическое самосознание человечества, изложение цельного, органически связного развертывающегося эволюционного процесса. Он придерживался общепринятого для западноевропейской и отечественной истории педагогики методологического подхода к рассмотрению истории педагогики как одного из отделов всеобщей истории и связи истории педагогики с гражданской историей. Одним из первых в отечественной историографии П.Ф. Каптерев подчеркивал самобытность историко-педагогического процесса, имеющего собственные законы развития. Своеобразием отличались выделенные П.Ф. Каптеревым основные проблемы, которые должны составлять предмет историко-педагогической науки: 1) исследование развития прав детской личности: 2) возникновение и развитие учебно-воспитательных учреждений. 3) история педагогической мысли. Отличительной особенностью концепции П.Ф. Каптерева является постановка проблемы исследования развития прав детской личности как специального предмета историко-педагогической науки, что отражает гуманизм и демократизм мировоззрения ученого. Эта идея, сохраняя свою актуальность и в настоящее время, тесно связана с его определением сущности воспитания в рамках личностно-ориентированного подхода, как целенаправленного процесса, благоприятствующего развитию различных способностей человека. Ведущие принципы и идеи историко-педагогической концепции П.Ф. Каптерева отражают его антрополого-гуманистический подход к интерпретации педагогических явлений, трактовку направленности мирового историко-педагогического процесса на общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности. Историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева отражает его трактовку соотношения общечеловеческого и национального в историко-педагогическом процессе. Национальный характер, по П.Ф. Каптереву, был присущ древневосточным и античному воспитательным типам. Значение христианства П.Ф. Каптерев видел в том, что с его утверждением на Западе резкие национальные особенности воспитания стали ослабевать. Для П.Ф. Каптерева характерно более широкое обоснование общечеловеческих напал в христианский период, в рамках которого всеобщей основой воспитания он считал христианскую религию; греко-римскую культуру, определяющую длительный период основное содержание образовательного курса, наряду с христианским вероучением; развитие педагогической науки, истины которой не имеют национального характера. Историко-педагогическая концепция П.Ф. Каптерева отражает уровень развития этой области знания в западноевропейской и отечественной науке конца XIX - начала XX вв. Исследования видного отечественного педагога содействовали более глубокому осознанию методологических проблем и обогащению содержания истории педагогики в России. Актуальной является широкая трактовка П.Ф. Каптеревым функций истории педагогики, как имеющей общечеловеческое социокультурное значение, а не только узко профессиональное, учебно-информационное. История педагогики, включающая в себя теорию и практику воспитания, понимается П.Ф. Каптеревым как единый, но не унифицированный процесс, начало которого восходит к первобытному периоду человечества. На основе осуществленного исследования есть основания утверждать, что историко-педагогические работы П.Ф. Каптерева представляют собой определенный переход от комментированного изложения педагогических фактов и идей к проблематизации историко-педагогических исследований, выявлению в них взаимосвязей с общекультурным процессом, установлению общих тенденций развития всемирного историко-педагогического процесса, постижению общечеловеческих, общепедагогических ценностей, соотнесению истории отечественной педагогики с мировой педагогической культурой. Трактовка проблем и отбор фактического материала в исследованиях П.Ф. Каптерева направлены на выявление в историко-педагогическом процессе пианистических и демократических аксиологических приоритетов, как соответствующих универсальной природе человека и воплощающихся в национальных ценностях в конкретные эпохи. Несмотря на европоцентризм концепции П.Ф. Каптерева, что было характерно в целом для исторической науки того времени, он отстаивал прогрессивный принцип единства педагогического процесса в масштабах человечества и существования специфических национальных различий. Антрополого-гуманистический подход П.Ф. Каптерева обусловил, на наш взгляд, выдвижение ценностей западноевропейской цивилизации, в том числе, достижений европейской педагогической культуры, в качестве универсальных, общечеловеческих приоритетов. Хотя историко-педагогические работы П.Ф. Каптерева основывались на взаимосвязи общечеловеческих и национальных начал, ученому не всегда удавалось реализовать этот методологический подход в конкретном содержании исследования, отражающем различные периоды и проблемы истории педагогики. Историко-педагогические работы П.Ф. Каптерева по зарубежной педагогике были правомерно направлены на раскрытие общечеловеческого значения деятельности и творчества выдающихся западноевропейских мыслителей, оказавших существенное влияние на развитие мировой педагогической культуры. П.Ф. Каптерев обращался к наследию Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Б. Базедова, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фрейбеля, А. Дистервега, Г. Спенсера, уделяя основное внимание их прогрессивным, гуманистическим и демократическим идеям, антропологическому обоснованию педагогической науки. Основное внимание в работах по истории отечественной педагогики П.Ф. Каптерев уделял национальным особенностям генезиса русской школы и педагогической науки, значительно меньше раскрывая их общечеловеческие аспекты. В целом, историко-педагогический процесс в России П.Ф Каптерев соотносил с общеевропейским, что получило отражение в периодизации истории русской педагогики, рассмотрении характерных признаков и тенденций развития образования и педагогики в церковный, государственный и общественный периоды, изучении влияний византийской и западноевропейской педагогической традиций на становление российского педагогического сознания и школьной практики. Изучение взглядов П.Ф. Каптерева на историю отечественной школы и педагогической мысли в церковный период позволяет сделать вывод, что он раскрыл основной круг идей и теоретических представлений педагогики Древней Руси. Главное внимание педагог уделял проблеме национального своеобразия педагогических явлений, поиску национальных корней и традиций древнерусской педагогики; выяснению инонационального влияния в области педагогических идеалов и образовательной практики. Однако, П.Ф. Каптерев не смог достаточно полно отразить особенности национального педагогического процесса в сравнении с мировым историко-педагогическим процессом средневековья, что объясняется отсутствием специальных исследований по этому вопросу в тот период. Анализ историко-педагогических взглядов П.Ф. Каптерева на развитие русской педагогики в государственный период позволяет сделать вывод, что он отразил наиболее характерные черты национального педагогического самосознания и системы воспитания и образования в это время. Светское образование, достижения западноевропейской культуры стали достоянием лишь привилегированных и имущих сословий; основная масса крестьянства сохраняла патриархально-общинный уклад жизни и традиции церковного религиозного воспитания в духе православной религии. П.Ф. Каптерев правомерно обосновывал отрицательное влияние на развитие отечественной системы образования многочисленных заимствований, некритического копирования западноевропейского педагогического опыта. Изучение историко-педагогических работ П.Ф. Каптерева позволяет констатировать, что он верно отразил особенности развития российской системы образования и теоретической педагогики во второй половине XIX века. При характеристике педагогических теорий выдающихся отечественных мыслителей (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.Я. Стоюнин) П.Ф. Каптерев обращал внимание на их гуманистическую направленность и связь с передовыми западноевропейскими педагогическими концепциями, с отечественной духовной культурой в целом, что сыграло важную роль в истории русской педагогики. Прогрессивное значение для отечественной историко-педагогической науки имели методологические позиции П.Ф. Каптерева но вопросу соотношения общечеловеческих и национальных начал в истории образования и педагогической мысли. Обращение П.Ф Каптерева к национальным традициям русской педагогики, его творческое отношение к достижениям зарубежной педагогической науки и критика механического перенесения иностранного опыта в практику российского образования без учета его специфики, обоснование им взаимосвязи общечеловеческих, гуманистических и национальных приоритетов образования делает его наследие актуальным в современных условиях развития отечественной педагогической теории и практики. Однако, несмотря на то, что в своих работах но истории русской педагогики П.Ф. Каптерев правомерно акцентировал внимание на отечественном опыте, то есть на особенном, ему нельзя отказать в последовательном стремлении трактовать особенное на фоне общего, исследовать историю русской педагогики, тенденции ее развития в органической взаимосвязи с прогрессивными общечеловеческими традициями и важнейшими направлениями западноевропейского образования. Такой подход П.Ф. Каптерева к решению рассматриваемой сложной проблемы приобретает определенное современное звучание и содержит в себе историко-теоретический материал, позволяющий в процессе реформирования нашего образования на данном историческом этапе учитывать указанные существенные выводы и оценки видного русского педагога. Таким образом, изучение педагогического наследия видного отечественного педагога П.Ф. Каптерева позволяет подчеркнуть, что в основе его культурно-антропологической концепции педагогического процесса и историко-педагогических исследований лежит методологическое положение о единстве общечеловеческих и национальных начал воспитания и образования, имевшее прогрессивное значение для отечественной педагогической науки и практики образования в условиях обострения национального вопроса в начале XX века. Практика реформирования образования в России на рубеже XX - XXI вв. возродила тенденцию в отечественном педагогическом движении, направленную на создание национально ориентированных образовательных учреждений. Этому способствует идея регионализации образования, провозглашенная в Федеральной концепции его развития. В связи с этим особое значение приобретают идеи П.Ф. Каптерева об органической связи общечеловеческих и национальных начал, трактовка общечеловеческих ценностей как лучших достижений каждой национальной культуры. Исследование подтвердило, что педагогическое наследие П.Ф. Каптерева заслуживает дальнейшей разработки по различным направлениям, в частности, можно указать на важность более углубленного изучения аксиологических и антропологических аспектов богатого гуманистического содержания его творчества, заслуживает осмысления его историко-педагогическая концепция в плане выявления в ней прогностического потенциала; актуальным является специальное изучение работ П.Ф. Каптерева по теории педагогики, общей дидактике, народному образованию с позиций современной педагогической науки и философии образования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора: 1. П.Ф. Каптерев - последователь К.Д. Ушинского // Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского / Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 1995. - С. 72-75. 2. Трактовка национальных ценностей образования в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева // Национальные ценности образования: история и современность / Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. 3-И. Равнина. - М 1996. - С. 115-119. 3. Общечеловеческие и национальные начала народного образования в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - XX веков / Тезисы конференции молодых ученых в 2-х частях. Ч II. - М., 1997. - С. 78 - 81. 4. Общечеловеческие и национальные приоритеты образования в историко-педагогических трудах П.Ф. Каптерева // Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) / Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. 3.И. Равкина. - М:, 1997 - С. 134-138. 5. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева в свете современной гуманистической парадигмы образования и воспитания // {гуманистическая парадигма воспитания и образования: fvтеоретические основы и исторический опыт реализации / Материалы XIX сессии Научного Совета но проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина. - М., 1998. С. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб // Пер с англ. и фр. - М.. 1990, Степин В.С "Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. - М., 1992. |
|