Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1870) Главная цель воспитания: духовное развитие человека, а достигнуть его не возможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Эта проблема раскрывается в его работах: "Родное слово". "О необходимости сделать русские школы русскими", "О народности в общественном воспитании". Основой воспитания является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы. В нравственном воспитании большое значение придавал выработке у ребёнка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. По Уш. предмет воспитания - человек (работа "Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии"). Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Эти знания совершенно необходимы учителю. Считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Говорил о необходимости учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Выделял принцип наглядности, опыт, который приобретается с помощью внешних чувств. Требовал единство теории и практики. Говорил об использовании в обучении игры, как воспитательно-образовательном средстве. Дидактические идеи Уш. опирались на принципы основательности и прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения. Главной формой организации обучения для обеспечения единства образования, воспитания и развития считают урок. По мнению Уш., урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное направление и используются разнообразные методы обучения. Главное место в теоретическом наследие Уш. занимает его теория образования. Не отделяя обучение от воспитания, он отдавал приоритет воспитанию, в основу которого был положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно нравственной традиции православия. Цель нравственного воспитания: формирование личности, которое бы стало любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувствам собственного достоинства. Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Выступал против телесных наказаний. С позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием. Моральное поощрение - лучший способ нравственного воспитания. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя. Труд и его воспитательное значение. Большое значение, придавал режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. |