Герберт Спенсер (1820 - 1903)

Стремился объяснить воспитание, как одно из существенных общественных явлений. Настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. Гуманитарное образование (языки, литература, история и проч.) лишь второстепенное "украшение". Помочь человеку в приспособлении к жизни должно воспитание. От него главным образом зависит положение человека в обществе.

В обществе выделял три социальных уровня:

1. низший, питающий себя и других

2. средний - распределительный

3. высший - управленческий

Разделение труда между этими слоями общества является следствием различия между индивидами.

В статье "О государственном образовании": если некоторые слои населения не могут оплатить расходов на образование своих детей, следовательно, им не нужно давать это образование. Любовь родителей к потомству, их интерес к нравственному и умственному развитию своих детей дадут гораздо больше, чем какая-либо изобретенная людьми сложная система обучения.

В понятие подготовки человека к жизни включал три аспекта, вынесенные в заголовок основного пед. трактата "Воспитание умственное, нравственное, физическое". Спенсер видел ценность воспитания и образования в том, с какой пользой оно может быть использовано в практической деятельности человека.

Задачи воспитателя: направление, поддержка, расширение наблюдательности и самодеятельности ребёнка.

Содержание и методы общения и воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребёнка, способствовать его активизации им и отвечать требованиям развивающегося общества. Самым успешным методом воспитания считал предложенную Руссо систему "естественного воздействия", к которой относил влияние самой природы на ребёнка, пример взрослых, использование метода естественных последствий, освоение ребёнком мира путём собственного опыта.

Законы умственного развития по Спенсеру:

  • идти от простого к сложному
  • от неопределённого к определенному
  • сначала довольствоваться определенными сведениями;
  • научные формулы следует прелагать по мере усовершенствования понятий
  • воспитание ребёнка должно согласовываться с воспитанием человечества
  • детей надо наводить на самостоятельное исследование
  • знание законов жизни важнее всякого другого знания.

Цель системы - создать личность, которая бы управляла собой, а не которой бы управляли другие.

Излишества в умственном напряжении вредят не только в физическом, ко и умственном развитии.