Станислав Тиофилович Шацкий (1878-1934)

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса:

  • требования среды законны,
  • необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения,
  • учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни,
  • школа может и должна участвовать в преобразовании среды.

Шацкий начал свою активную пед. деятельность в 1905 году, когда организовал общество "Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество "Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии "Бодрая жизнь".

Этапы деятельности:

1. подход к ребенку как к высшей ценности,

2. стремление рассмотреть пед. процесс как "Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Как и Вентцель, создавая выездные детские организации, пытался хотя бы временно изолировать детей от среды. Указывал, что влияние среды на ребенка проявляется во всех его работах: в словах, в почерке, выражениях и т.п.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.