Александр Николаевич Радищев (1749-1802)

Рассматривал человека как материальное существо - часть природы. Выступал против религиозно-идеалистического взгляда на человека. Указывал на связь между физическим и умственным развитием.

Основная задача воспитания: формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящим больше всего свое отечество. Эти мысли он изложил в сочинении "Беседа о том, что есть сын Отечества". Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающее поколение получило надлежащее воспитание.

Большое внимание отводил процессу овладения знанию, умственному развитию. Настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования.Призывал считаться с природными особенностями детей, хотя говорил, что главное в формировании человека не его природные данные, а обстоятельства жизни.

Требовал полноценного образования для детей всех сословий, которое должно быть не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к труду по переустройству общества.

Гимназии двух типов -

1. классические (гуманитарных дисциплин, давали возможность поступать в университет),

2. реальные (ориентированные на естественно-математические дисциплины, поступить в институт).