Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.

Цель воспитания: формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Настаивал на широком и разностороннем умственном образовании.Исследовал проблему человека и его нравственного формирования. Считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству была центральной в его воспитательной программе. Полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности. Критиковал дворянское воспитание: домашнее воспитание, обучение и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учереждениях, оторванное от реальной жизни - это не воспитание.Свою пед. позицию изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей".

Воспитание включает три части:

1. физическое - достижение телесного здоровья;

2. нравственное, без которого человек не может быть счастлив, быть гражданином;

3. образование разума, для выполнения своих обязанностей.

Важную роль отводил семейному воспитанию.