Карл
Маркс и Фридрих Энгельс Установили обусловленность общественного сознания общественным бытие, что выявило социальную природу воспитания и его классово-исторический характер. Подвергли пересмотру идеи утопического социализма и предложили новое решение вопросов о формировании человеческой личности и месте воспитания в развитии человека. Рассматривали взаимосвязь природно-биологического и общественно-исторического в развитии индивида. Отвергали положение о человеке как продукте воспитания, среды и обстоятельств. На классовую борьбу и революционное насилие возлагались не только политические, но и определенные пед. функции, ориентированные на создание нового поколения людей. Отмечали, что человек наделен от природы не готовыми способностями, а лишь задатками, которые являются предпосылками для развития этих способностей. Они считали, что люди, в процессе своего активного воздействия на природу и общество одновременно изменяют и свою собственную природу. Решающим фактором формирования новой личности является планомерно организованная в новом обществе система воспитания всесторонние развитых людей. Вовлечение детей в общественное производство Маркс рассматривал как прогрессивное явление, но считал необходимым решительно бороться с теми недопустимыми формами, которые оно приняло при капитализме. Под воспитанием, по Марксу, следует понимать три вещи:
Были сторонниками общественной организации воспитания. Умственное воспитание - требовали последовательного систематического обучения, требовали глубокого серьезного изучения каждой науки, указывали на огромные успехи естествознания, категорически возражали против описательного ее преподавания. Физическое воспитание - правильно организованная гимнастика, военные упражнения. Нравственное воспитание - уничтожение частной собственности приведет к освобождению всех человеческих чувств и свойств, и, следовательно, будут достигнуты подлинно человеческие отношения между людьми. Важной чертой новой морали считал коллективизм. |