Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Установили обусловленность общественного сознания общественным бытие, что выявило социальную природу воспитания и его классово-исторический характер. Подвергли пересмотру идеи утопического социализма и предложили новое решение вопросов о формировании человеческой личности и месте воспитания в развитии человека.

Рассматривали взаимосвязь природно-биологического и общественно-исторического в развитии индивида. Отвергали положение о человеке как продукте воспитания, среды и обстоятельств. На классовую борьбу и революционное насилие возлагались не только политические, но и определенные пед. функции, ориентированные на создание нового поколения людей. Отмечали, что человек наделен от природы не готовыми способностями, а лишь задатками, которые являются предпосылками для развития этих способностей. Они считали, что люди, в процессе своего активного воздействия на природу и общество одновременно изменяют и свою собственную природу. Решающим фактором формирования новой личности является планомерно организованная в новом обществе система воспитания всесторонние развитых людей.

Вовлечение детей в общественное производство Маркс рассматривал как прогрессивное явление, но считал необходимым решительно бороться с теми недопустимыми формами, которые оно приняло при капитализме.

Под воспитанием, по Марксу, следует понимать три вещи:

1. умственное воспитание;

2. физическое воспитание, которое дается в гимнастических школах и военными упражнениями;

3. техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку навыками обращения с простейшими орудиями всех производств.

Были сторонниками общественной организации воспитания.

Умственное воспитание - требовали последовательного систематического обучения, требовали глубокого серьезного изучения каждой науки, указывали на огромные успехи естествознания, категорически возражали против описательного ее преподавания.

Физическое воспитание - правильно организованная гимнастика, военные упражнения.

Нравственное воспитание - уничтожение частной собственности приведет к освобождению всех человеческих чувств и свойств, и, следовательно, будут достигнуты подлинно человеческие отношения между людьми.

Важной чертой новой морали считал коллективизм.