Михаил
Васильевич Ломоносов (1711-1765) Цель просвещения - научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать нужно не только разум, но и ум, направленный на творчество. Отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Для дворян создаются особые военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах. Также они получали широкое общее образование и светское воспитание. Для детей духовенства организуются духовные школы, для солдатских детей - гарнизонные школы. В 1755 организовал Московский университет в составе трех факультетов: юридический, философский, медицинский. При университете открыл две гимназии: одна для дворян, другая для разных чинов (кроме крепостных). В гимназии изучали: латинский, русский, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты, языком преподавания был русский. Для более полного усвоения материала Л. считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы. Раз в полгода для старших школьников проводились различные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущие дидактические принципы: посильность, развивающее обучение. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах исследовательских интересов. В 1779 при университете была открыта первая учительская семинария. |