Ян
Амос
Коменский
(1592-1670)
философов гуманист, считается
отцом современной педагогики. "Великая дидактика" - в ней рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В ней сформулированы сенсуалистические пед. принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребёнка, знакомит его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно и в воспитании не может быть скачков. "Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей". Для Коменского образованность не является самоцелью. Он подчеркивал, что оно приобретается и для того, чтобы сообщать другим образование и учёность. Другие труды "Мир чувственных вещей в картинках", "Всеобщих совет об исправлении дел человеческих", "Пампедия". Основополагающие пед. идеи: всеобщие образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система: приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на начало гуманизма. Провозглашал обязательность реального, общественно-полезного обучения. Уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребёнка. По Коменскому имеется три задачи воспитания:
К. первым последовательно обосновал принцип природосообразности - человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека ("точный порядок школы надо заимствовать у природы"). Возрастная периодизация по Коменскому. Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):
В основе деления возрастные особенности:
Для детей до 6 лет предлагал материнскую школу, т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Она должна дать детям первоначальное представление об окружающей природе и общественной жизни. Для отрочества - школа родного языка. Для юношества - латинская школа, гимназия (там изучалось семь свободных искусств, изучали физику, географию, историю, латинский, греческий и один из новых языков). Для возмужалых молодых людей - академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский. Дидактические взгляды - подробно раскрыл принцип наглядности, "золотое правило" дидактики: "Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами". К. выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение. Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному. Большое значение предавал последовательности обучения: изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями. Пассивность обучения: давать только то, что доступно возрасту. Прочность усвоения материала: не спешить в обучении, добиваться полного усвоения знаний. Огромное значение для прочного усвоения имеет упражнение и повторение материала. Стремился как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрял детскую любознательность. Классно-урочная система
Каждый урок должен иметь свою тему и свою задачу. Нравственное воспитание - управление человека собой. Основные добродетели - мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средства нравственного воспитания: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью; выработка положительных привычек. Фундаментальной идей педагогики К, является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщённого знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой религиозной принадлежности. Школы Пампедии:
|