Петр Федорович Каптерев (1849-1922)

Заслуга К. в развитии пед. мысли - целостно охватил пед. знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогические аспекты. Ввел понятие "педагогический процесс" под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка. Создал стройную пед. теорию, которую изложил в работах: "Основные начала семенного воспитания", "Педагогический процесс", "Пед. психология" и др.

К. принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Выступал против профессионализации. Трудовое начало в школе должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащегося. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим и школе, потому что развивает физические силы, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различный материал, учит преодолевать трудности.

Отрицательно относился к принципу партийности, за что в 1917 году был практически отстранен от активного участия в деле образования школы на новых началах. Широкое признание получил как теоретик семейного воспитания.

К. был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания построенного на гуманистических началах. Свои цели воспитание должно формулировать исходя из возможностей развивающего организма.

Реферат В. Чувакова по статье П. Ф. Каптерева "Как образовать стойкий характер" ZIP
Реферат М. Миронова по статье П. Ф. Каптерева "Как образовать стойкий характер" ZIP
Автореферат диссертации Пантелеевой Н. Б. "Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева)" размещен без уведомления автора ZIP
Статья П. Ф. Каптерева "О детских играх и развлечениях" (страница в стадии разработки) ZIP