Петр
Федорович Каптерев (1849-1922) Заслуга К. в развитии пед. мысли - целостно охватил пед. знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогические аспекты. Ввел понятие "педагогический процесс" под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка. Создал стройную пед. теорию, которую изложил в работах: "Основные начала семенного воспитания", "Педагогический процесс", "Пед. психология" и др. К. принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Выступал против профессионализации. Трудовое начало в школе должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащегося. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим и школе, потому что развивает физические силы, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различный материал, учит преодолевать трудности. Отрицательно относился к принципу партийности, за что в 1917 году был практически отстранен от активного участия в деле образования школы на новых началах. Широкое признание получил как теоретик семейного воспитания. К. был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания построенного на гуманистических началах. Свои цели воспитание должно формулировать исходя из возможностей развивающего организма. |