Александр Иванович Герцен (1812-1870)

Считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Считал что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. Основные произведения "Кто виноват?" - он показал, как в условиях крепостничества юноши, воспитанные на прогрессивных идеях, становятся "лишними людьми".

"Былое и думы".

Главная задача воспитания: формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа, и стремиться к преобразованию общества на разумных началах. Большое значение придавал науке, добивался распространения просвещения и знаний среди народа.

Мною внимания уделал умственному образованию. Важнейшим средством умственного образования считал естествознание, которое научно объясняет то, что кажется таинственным.

Нравственное воспитание. Протестовал портив деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быт предоставлены условия для свободного развития. Воспитателям следует опираться на врожденные склонности детей к общению. Развивать в них общественные стремления и наклонности.

Установление дисциплины - необходимое условие правильного воспитания. Но в то же время Герцен боролся против подавления детской воли.