Иоганн
Фридрих Гербарт (1746-1841) Пед. сочинения "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика" и др. "Было бы лучше, если педагогика сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы не быть на задворках других наук". В основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Была предложена система управления: угроза, надзор, запрет и т.д. Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Им были определены четыре ступени учебного процесса:
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Определил три универсальных метода обучения:
Нравственное воспитание: наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества. Объектом его внимания было гимназическое образование. |