Фридрих Фрейбель (1782-1852)

В своих пед. воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "во всем царит вечный закон". Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов. Основное пед. сочинение "Воспитание человека": Человек - творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке творческих задатков.

Фрейбель сформулировал несколько законов воспитания:

  • самораскрытия божественного начала в человеке,
  • поступательное развитие человека и
  • закон природосообразного воспитания,

в своем развитии ребёнок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Основная пед. система - теория игры. По Фрейбелю детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе.

Нравственное воспитание - пример должен подкреплять слово.

Правильная постановка школьного дела невозможно без преобразования предшествующей ступени дошкольного периода. В элементарном классе преподаются закон Божий, родной язык, арифметика, отчизноведение, гимнастика и игры.

Считал, что семейное воспитание необходимо дополнять общественным элементом и с этой целью создавать детские сады.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасты Фрейбель предложил шесть даров:

1. мяч, они должны быть мягкими и разноцветными. Раскачивая мячик в разные стороны, мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями.

2. небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр: ребёнок знакомиться с разными формами предметов.

3. куб разделённый на восемь кубиков: ребёнок получает представление о целом и составляющих его частях.

4. тех же размеров кубик разделённый на восемь плиток: расширяется возможность строительных комбинаций.

5. кубик разделённый на 27 маленьких кубиков, причем 9 из них разделены на более мелкие части.

6. кубик разделённый на 27 маленьких кубиков многие из которых разделены ещё на части.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребёнка.