Филантрописты (И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе)

Основатель пед. течения филантропизма - Базедов исходил из того, что общественные изменения тесно связанны с переменами в школьном деле. Главный порок традиционной школы видел в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, авторитарно- жестокое отношение к детям. Его не устраивал отрыв школы от потребности жизни. Поставив на первый план необходимость увязать школьное воспитание и обучение с жизнью.

Базедов следующим образом сформулировал основную цель воспитания: подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. Важное звание, богатый доход, учёность, ловкость движений, приятные манеры - всё это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесён вред главной цели.

Идеал воспитания полезного и счастливого человека тесно связан с идеей гармонии умственного образования, физического и нравственного воспитания.

На главное место выдвигал нравственное становление личности. В процессе нравственного воспитания особая роль отдавалась труду, работе, пол которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребёнку.

Базедову принадлежит открытие в 1774 году в г. Дессау нового воспитательного учереждения интернатного типа - Филантропина.

Зальцман в большинстве своих работ стремился сочетать строго - религиозную и морализирующую тенденцию с натуралистическим направление Руссо. Написал много сочинений для детей. План воспитания "хочу устроить маленькое общество главная цель которого воспитание и члены которого обязаны в своем поведении быть тем, к чему оно хочет образовывать своих воспитанников". Главная книга - сама природа. Путём наблюдения исследования заставляем мы наших воспитанников собирать понятия. Всё что воспитанники могут узнать посредством собственных чувств, не должно быть передаваемо им посредством описания.

Кампе провозглашал идею независимости школы от государства. Поощрение соперничества между учебными заведениями. Указывал на правомерность свободы совести в школе. Выступал против обязательного религиозного обучения.

Вывод: высказывали новый взгляд на новую задачу школы - воспитывать и высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями.

Выступали за принцип наглядности и широкое использование ручного труда учащихся.