Джон
Дьюи
(1859
- 1952) Педагогика прагматизма. Прагматизм (дело) "Истинно то, что полезно". Черты прагматизма у Дьюи: отрицал объективность истины, отождествлял ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде. Придерживался либеральных взглядов. Создатель педоцентрической теории и методики обучения. Выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развитии реб.: "Ребенок - это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь ввиду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания". "Школа и общество". Интеллектуальное образование должно получать меньшинство общества, т.е. дети господствующих классов, которые обладают интеллектуальными импульсами. Дети трудящихся должны учиться в массовых школах для развертывания практических импульсов, т.е. систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы путём соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребёнка. Центральная фигура в процессе воспитания ребёнок. Дьюи препятствовал плановой организации работы школы, противопоставляя самостоятельные исследования учащихся, вооружению их научными систематическими знаниям. Выдвинул идею создания новой школы, такая школа учитывала бы их спонтанные интересы и личный опыт учащихся, которые все необходимые знания должны приобретать в процессе игровой и трудовой деятельности. Выдвинул идею, согласно которой, воспитание есть "реконструкция или реорганизация опыта детей". В настоящее время ребёнок становится солнцем, вокруг вращаются средства образования. Ребёнок должен войти в соприкосновение с большим числом взрослых людей и детей, чтобы могла создаваться свободная и богатая соц. жизнь. Жизнь на первом плане, а обучение только при содействии этой жизни и для неё. Критерий полезности по Д.: призыв к развитию индивидуальности каждой личности, свободная деятельность ребенка, обучение ребенка через опыт. Максимально использовать в учебной программе реальную жизнь, максимальное знакомство человека с изменяющимся миром. Задача учителя: обеспечить ученику условия для того, чтобы ученик сам мог доказать разумность выдвигаемого им положения. Считал, что он не должен передавать знания ребенку, он контролер и консультант в обучении ребенка. Учитель должен устранять ситуации, которые мешают каждому реб. развиваться. Главное предназначение школы: дать детям возможность накопить успешный опыт, жить в сотрудничестве. Школа - зародыш общественной жизни, должна готовить активную соц. личность, развивать навыки соц. поведения. |