Адольф
Дистервег (1790 - 1866) Прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века. Основной пед. труд - "Руководство к образованию немецких учителей". Является автором множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинаров. В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. Дистервег в основу воспитания ставил "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Предлагал в воспитании и в обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребёнка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой внешней, внутренней и общественной культуры. По Дистервегу, внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления; внутренняя культура - духовная жизнь человека; общественная культура - социальное отношение и национальная культура. Настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Сформулировал полезные для школы дидактические правила: ясность, чёткость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика. Высшая цель воспитания: "самодеятельность на служении истине, красоте и добру". Умственное образование - главная задача обучения развитие умственных сил и способности детей. Ценность имеют знание, которые приобретены самостоятельным путём. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. В начальной школе надо уделять внимание привитию навыков, развитию умственных способностей и умению самостоятельно работать. Цель средней школы - вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. Много внимания уделял закреплению материала. |