Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795)

Разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания новой породы людей в закрытых учебных заведения сословною типа. В документе "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" и труде "Краткое наставление..." Б. изложил свои взгляды на всестороннее воспитание "идеальных дворян". В воспитании он видел корень всему злу и добру: оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание "домостроительства". Образование без воспитания лишь вредит. Оптимальная форма организации воспитания и образования - закрытое воспитательное учреждение, куда принимаются дети от 5 - 6 до 18 - 20 лет. На протяжении всего обучения дети должны быть изолированы от окружающей среды, даже родственников. Таким образом предполагалось воспитывать "Новых отцов и матерей", а те в свою очередь должны воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.

Каждое учебное заведение имело свой устав, общим было отсутствие телесных наказаний и индивидуальный подход. Отсутствие специалистов свело на нет все благие намерения Бецкого.

Его методика "вести детей играя и с приятностью" не вела к должной образованности, его теория на практике оказалось не состоятельной.

Успешной была только деятельность воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившее начало женскому образованию в России. Оно состояло из двух половин: Николаевской - для потомственных дворян и Александровской - для мелкопоместных. При нем было училище для малолетних девушек - мещанское отделение, где готовили учительниц. В течение 12 лет родители не могли забрать дочь домой. Содержание обучения: русский, иностранные языки, арифметика, география, история, стихосложение, музицирование, рисование. Задача воспитателей: приучение воспитанниц к чтению французских романов - это должно побуждать любовь к труду, как источнику добра, воспитывать сострадание к бедным.